http://www.igorka.ru/modules.php?op=mod ... =1&thold=0РЕШЕНИЕ
именем
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 июня 2006 года
Рязанский областной суд в составе: председательствующего судьи Воейкова А.А., при секретаре Малышевой О.В. с участием прокурора Щукиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело, по заявлениям Хромова Дмитрия Андреевича, некоммерческого партнерства «Индустрия развлечений», ООО «Ступени», ООО «Золотой Легион» о признании недействующим Закона Рязанской области «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Рязанской области» №1-03 от 2 февраля 2006 года
установил:
Хромов Д.А., некоммерческое партнерство «Индустрия развлечений» обратились в суд с
заявлением о признании недействующим Закона Рязанской области «О размещении объектов
игорного бизнеса на территории Рязанской области» №_1-ОЗ от 2 февраля 2006 года. Также в суд
поступили заявления ООО «Ступени», ООО «Золотой Легион» о признании недействующим этого
закона. Определением судьи от 30 мая 2006 года дела по этим заявления объединены в одно
производство.
В обоснование своих требований заявителей указали, что Рязанская областная Дума, принимая этот закон, вышла за пределы предоставленных ей Полномочий, поскольку правовое регулирование данных отношений относится к полномочиям Российской Федерации.
В судебном заседании представители заявителей - Шулюкин В.Н., Гриднев О.В., Соколов С.Г. поддержали заявленные требования.
Представители Рязанской областной Думы Левина Н.Р., Макашина М.М., Никульшина С..В. требования не признали и пояснили, что оспариваемый закон принят Рязанской областной Думой в пределах предоставленных ей полномочий.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить заявленные требования в части, суд считает, что оспариваемый закон подлежит признанию недействующим в полном объеме по следующим основаниям.
Рязанской областной Думой 25 января 2006 года принят Закон Рязанской области №1-03 «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Рязанской области», который подписан губернатором Рязанской области 2 февраля 2006 года и опубликован в газете «Рязанские ведомости» №22 от 3 февраля 2006 года.
Из текста этого закона следует, что им регулируются правоотношения, связанные с размещением объектов игорного бизнеса на территории Рязанской области и в частности вводятся ограничения и запреты на размещение игорных заведений.
Конституция Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства и свободу экономической деятельности (ст.8), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности (статья 34).
Эти права могут быть могут быть ограничены, однако, как и сама возможность ограничений, так и их характер должны определяться на основе Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
Заявители осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений (содержание игровых автоматов) которая, в соответствии с п.1 ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», отнесена к лицензируемому виду деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. №525, на основании ст.5 названного закона, утверждено Положение «О лицензировании деятельности но организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений», п.п. «б» п.4 которою установлены
2
лицензионные требования и условия для осуществления такого вида деятельности: тотализаторы и игорные заведения не могут быть размещены в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность.
Анализ приведенных норм, а также положений ст.4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» позволяет сказать, что федеральный законодатель, реализуя свои полномочия, отнес этот вид деятельности к лицензируемой и с целью предотвращения нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, ввел ограничительные меры при осуществлении данного вида деятельности путем запрета размещения объектов игорного бизнеса в определенных местах.
Таким образом из названных федеральных правовых актов следует, что введение ограничений и запретов для осуществления деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений относится к компетенции Российской Федерации и такие ограничительные меры ею уже установлены, следовательно оспариваемый закон принят Рязанской областной Думой с превышением предоставленных ей федеральным законом полномочий, поэтому он подлежит признанию недействующим в полном объеме.
Суд считает, что оспариваемый закон подлежит признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку в отношении прошедшего периода правоотношения уже состоялись и если названные нормы нарушили права конкретных лиц, то они не лишены возможности обратиться в суд с соответствующим иском.
В судебном заседании представители Рязанской областной Думы указали, что в силу ст.72 Конституции РФ оспариваемый закон регулирует правоотношения, которые относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне не принят специальный закон, регулирующий правоотношения в сфере игорного бизнеса, соответственно оспариваемый закон принят Рязанской областной Думой в пределах предоставленных ей полномочий.
Данный довод не влечет отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку основан на неправильно толковании норм материального права. Как указывалось выше на федеральном уровне принят ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановление Правительства РФ №525 от 15 июля 2002 г. об утверждении Положения «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений» которыми установлены ограничительные меры и запреты в сфере игорного бизнеса, следовательно органами федеральной власти эти правоотношения урегулированы и соответственно Рязанская областная Дума не имела правомочий к принятию закона которым устанавливаются дополнительные ограничительные меры в названной, сфере..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197, 254 ГПК РФ, суд
решил:
Заявления Хромова Дмитрия Андреевича, некоммерческого партнерства «Индустрия развлечений», ООО «Ступени», ООО «Золотой Легион» удовлетворить, признать недействующим полностью Закон Рязанской области «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Рязанской области» №1-03 от 2 февраля 2006 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Рязанской областной Думе опубликовать в газете «Рязанские ведомости» сообщение о принятом судом решении.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в печении 10 дней через Рязанский областной суд.
Судья: Воейков А.А